Слоги слияния: справочные таблицы для всех согласных
Слог-слияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака. Такие буквосочетания - наиболее трудный и важный элемент обучения чтения. Системное представление материала в нашей статье оптимально для обучения чтению. В устной речи при чтении в таких случаях два звука как бы сливаются в один для сочетания согласной и гласной, либо твердый согласный становится мягким.
Комментарии к использованию таблиц:
1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):
А
|
О
|
У
|
Ы
|
Э
|
Я
|
Ё
|
Ю
|
И
|
Е
|
2. За занятие рекомендуется читать выборочно по 2 таблицы для согласных, не являющихся всегда твердыми и 1 таблицу из 3 для согласных, всегда являющихся твердыми (Ж, Ш, Ц)
Возможные варианты:
вариант 1: Б, В, Ж
вариант 2: Г, Д, Ш
вариант 3: З, К, Ц
вариант 4: Л, М, Ж
вариант 5: Н, П, Ш
вариант 6: Р, С, Ц
вариант 7: Т, Ф, Ж
вариант 8: Х, Ч, Ш
вариант 9: Щ, Й, Ц
3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.
4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.
5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.
6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.
Таблица 1 (Б).
Таблица 4 (Д)
Таблица 19 (Ч)
Примеры использования таблиц:
А
|
О
|
У
|
Ы
|
И
|
Е
|
Я
|
Ё
|
Э
|
Ю
|
Ь
| |
Б
|
БА
|
БО
|
БУ
|
БЫ
|
БИ
|
БЕ
|
БЯ
|
БЁ
|
-
|
БЮ
|
БЬ
|
В
|
ВА
|
ВО
|
ВУ
|
ВЫ
|
ВИ
|
ВЕ
|
ВЯ
|
ВЁ
|
-
|
ВЮ
|
ВЬ
|
Г
|
ГА
|
ГО
|
ГУ
|
-
|
ГИ
|
ГЕ
|
-
|
ГЁ
|
-
|
ГЮ
|
ГЬ
|
Д
|
ДА
|
ДО
|
ДУ
|
ДЫ
|
ДИ
|
ДЕ
|
ДЯ
|
ДЁ
|
-
|
ДЮ
|
ДЬ
|
Ж
|
ЖА
|
ЖО
|
ЖУ
|
-
|
ЖИ
|
ЖЕ
|
-
|
ЖЁ
|
-
|
ЖЮ
|
ЖЬ
|
З
|
ЗА
|
ЗО
|
ЗУ
|
ЗЫ
|
ЗИ
|
ЗЕ
|
ЗЯ
|
ЗЁ
|
-
|
ЗЮ
|
ЗЬ
|
Й
|
ЙА
|
ЙО
|
-
|
-
|
-
|
ЙЕ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
К
|
КА
|
КО
|
КУ
|
КЫ
|
КИ
|
КЕ
|
-
|
КЁ
|
-
|
КЮ
|
-
|
Л
|
ЛА
|
ЛО
|
ЛУ
|
ЛЫ
|
ЛИ
|
ЛЕ
|
ЛЯ
|
ЛЁ
|
ЛЭ
|
ЛЮ
|
ЛЬ
|
М
|
МА
|
МО
|
МУ
|
МЫ
|
МИ
|
МЕ
|
МЯ
|
МЁ
|
МЭ
|
МЮ
|
МЬ
|
Н
|
НА
|
НО
|
НУ
|
НЫ
|
НИ
|
НЕ
|
НЯ
|
НЁ
|
-
|
НЮ
|
НЬ
|
П
|
ПА
|
ПО
|
ПУ
|
ПЫ
|
ПИ
|
ПЕ
|
ПЯ
|
ПЁ
|
ПЭ
|
ПЮ
|
ПЬ
|
Р
|
РА
|
РО
|
РУ
|
РЫ
|
РИ
|
РЕ
|
РЯ
|
РЁ
|
РЭ
|
РЮ
|
РЬ
|
С
|
СА
|
СО
|
СУ
|
СЫ
|
СИ
|
СЕ
|
СЯ
|
СЁ
|
СЭ
|
СЮ
|
СЬ
|
Т
|
ТА
|
ТО
|
ТУ
|
ТЫ
|
ТИ
|
ТЕ
|
ТЯ
|
ТЁ
|
-
|
ТЮ
|
ТЬ
|
Ф
|
ФА
|
ФО
|
ФУ
|
ФЫ
|
ФИ
|
ФЕ
|
ФЯ
|
ФЁ
|
-
|
ФЮ
|
ФЬ
|
Х
|
ХА
|
ХО
|
ХУ
|
ХЫ
|
ХИ
|
ХЕ
|
-
|
ХЁ
|
-
|
ХЮ
|
-
|
Ц
|
ЦА
|
ЦО
|
ЦУ
|
ЦЫ
|
ЦИ
|
ЦЕ
|
-
|
-
|
-
|
ЦЮ
|
-
|
Ч
|
ЧА
|
ЧО
|
ЧУ
|
-
|
ЧИ
|
ЧЕ
|
-
|
ЧЁ
|
-
|
-
|
ЧЬ
|
Ш
|
ША
|
ШО
|
ШУ
|
-
|
ШИ
|
ШЕ
|
-
|
ШЁ
|
-
|
-
|
ШЬ
|
Щ
|
ЩА
|
ЩО
|
ЩУ
|
-
|
ЩИ
|
ЩЕ
|
-
|
ЩЁ
|
-
|
-
|
ЩЬ
|
В таблице выделены и подчеркнуты слоги, в которых дети наиболее часто делают ошибки. Данная таблица пригодна как для обучения чтению, так и для контроля за усвоением материала.
Если ребенок знает все буквы – ему легче читать по столбцам, чем по строкам. Взрослый должен контролировать, чтобы чтение слогов-слияний производилось ребенком как бы «автоматически». Обучение чтению можно производить по частям. Рекомендуем взрослым распечатать и сделать несколько рабочих экземпляров таблицы, вычеркивая при обучении и контроле слоги-слияния, который ребенок узнает и быстро читает (то есть навык доведен «до автоматизма»).
Слоги-слияния. Тренинг чтения №1(«Лестницы подсказок»)
Идея «лестницы подсказок» принадлежит автору сайта www.strana-znaek.ruВоробьевой Нине Федоровне.
Если у Вашего ребенка есть трудности с чтением слогов-слияний, распечатайте приведенные ниже «лестницы подсказок» и предложите ему прочитать одну «лестницу». Отмечайте, какие слоги и слова не прочитал ребенок и впоследствии вернитесь к чтению этих слов. Рекомендуем давать читать ребенку по одной «лестнице» за занятие.
После чтения можно дать такое задание: вспомни, какой слово было после слова «КИНО» (например). Если ребенок забыл, пусть попробует придумать сам подходящее слово. Второй слог в первом названном слоге будет первым словом ребенка.
Если Вам понравилась данная методика – напишите в комментариях, мы можем продолжить выкладывать данные тренинги.
ГО-
|
РЫ
| |||||||||||||
РЫ-
|
БА
| |||||||||||||
БА-
|
КИ
| |||||||||||||
КИ-
|
НО
| |||||||||||||
НО-
|
ГИ
| |||||||||||||
ГИ-
|
РИ
| |||||||||||||
РИ-
|
ТА
| |||||||||||||
ТА-
|
НЯ
| |||||||||||||
НЯ-
|
НЯ
| |||||||||||||
МО-
|
РЕ
| |||||||||||||
РЕ-
|
ПА
| |||||||||||||
ПА-
|
РИ
| |||||||||||||
РИ-
|
ГА
| |||||||||||||
ГА-
|
СИ
| |||||||||||||
СИ-
|
ТО
| |||||||||||||
ТО-
|
КИ
| |||||||||||||
КИ-
|
РА
| |||||||||||||
РА-
|
ДЫ
| |||||||||||||
ДЫ-
|
РА
| |||||||||||||
РА-
|
НА
| |||||||||||||
НА-
|
ШИ
| |||||||||||||
ШИ-
|
НА
| |||||||||||||
НА-
|
ДЯ
| |||||||||||||
ГУ-
|
СИ
| |||||||||||||
СИ-
|
ЛА
| |||||||||||||
ЛА-
|
ПА
| |||||||||||||
ПА-
|
РА
| |||||||||||||
РА-
|
МА
| |||||||||||||
МА-
|
КИ
| |||||||||||||
КИ-
|
СА
| |||||||||||||
СА-
|
ЛО
| |||||||||||||
ЛО-
|
СИ
| |||||||||||||
СИ-
|
ТО
| |||||||||||||
ТО-
|
МА
| |||||||||||||
МА-
|
ША
| |||||||||||||
ША-
|
РЫ
| |||||||||||||
РЫ-
|
БЫ
| |||||||||||||
БУ-
|
СЫ
| |||||||||||||
СЫ-
|
РЫ
| |||||||||||||
РЫ-
|
БА
| |||||||||||||
БА-
|
ЛЫ
| |||||||||||||
ЛЫ-
|
ЖИ
| |||||||||||||
ЖИ-
|
ЛЫ
| |||||||||||||
ЛЫ-
|
КО
| |||||||||||||
КО-
|
ЖА
| |||||||||||||
ЖА-
|
ЛО
| |||||||||||||
ЛО-
|
ЖА
| |||||||||||||
ЖА-
|
БО
| |||||||||||||
БО-
|
КА
| |||||||||||||
КА-
|
ША
| |||||||||||||
ША-
|
РЫ
| |||||||||||||
ПО-
|
ЛЕ
| |||||||||||||
ЛЕ-
|
ТО
| |||||||||||||
ТО-
|
ПИ
| |||||||||||||
ПИ-
|
ЛА
| |||||||||||||
ЛА-
|
НИ
| |||||||||||||
НИ-
|
ВА
| |||||||||||||
ВА-
|
ТА
| |||||||||||||
ТА-
|
РА
| |||||||||||||
РА-
|
КИ
| |||||||||||||
КИ-
|
ЛО
| |||||||||||||
ЛО-
|
ТО
| |||||||||||||
ТО-
|
КИ
| |||||||||||||
КИ-
|
ВИ
| |||||||||||||
ВИ-
|
ЗА
| |||||||||||||
РЯ-
|
БИ-
|
НА
| ||||||||||||
НА-
|
ЧА-
|
ЛО
| ||||||||||||
ЛО-
|
ПА-
|
ТА
| ||||||||||||
ТА-
|
ПИ-
|
РЫ
| ||||||||||||
РЫ-
|
БА-
|
КИ
| ||||||||||||
КИ-
|
МО-
|
НО
| ||||||||||||
НО-
|
МЕ-
|
РА
| ||||||||||||
РА-
|
ДУ-
|
ГА
| ||||||||||||
ГА-
|
ЛО-
|
ШИ
| ||||||||||||
ШИ-
|
РИ-
|
НА
| ||||||||||||
НА-
|
РЯ-
|
ДЫ
| ||||||||||||
ДЫ-
|
РА
| |||||||||||||
РА-
|
БО-
|
ТА
| ||||||||||||
ТА-
|
МА-
|
РА
|
Таблицы для обучения чтению
(3-х буквенные слоги и слова)
В данной статье представлены 2 вида таблиц: таблицы с заглавными буквами и со строчными. Ребенку необходимо освоить оба вида таблиц.
В таблицах поставлены прочерки в местах, где отсутствуют или запрещены правилами русского языка соответствующие буквосочетания.
В конце статьи даны простые тексты для чтения 2-3 буквенных слов.
Таблица №1
А
|
Е
|
И
|
О
|
У
|
Ы
|
Ю
|
Я
| |
Б
|
БАК
|
БЕЗ
|
БИД
|
БОЧ
|
БУМ
|
БЫК
|
БЮР
|
БЯЗ
|
В
|
ВАР
|
ВЕС
|
ВИЗ
|
ВОД
|
ВУЗ
|
ВЫС
|
-
|
ВЯЛ
|
Г
|
ГАЗ
|
ГЕР
|
ГИТ
|
ГОД
|
ГУС
|
-
|
ГЮЛ
|
ГЯУ
|
Д
|
ДАР
|
ДЕЛ
|
ДИВ
|
ДОГ
|
ДУШ
|
ДЫМ
|
ДЮН
|
ДЯД
|
Ж
|
ЖАР
|
ЖЕЛ
|
ЖИМ
|
ЖОР
|
ЖУК
|
-
|
ЖЮР
|
-
|
З
|
ЗАР
|
ЗЕМ
|
ЗИМ
|
ЗОЛ
|
ЗУБ
|
ЗЫБ
|
-
|
ЗЯБ
|
К
|
КАР
|
КЕМ
|
КИН
|
КОЛ
|
КУБ
|
КЫШ
|
КЮР
|
КЯМ
|
Л
|
ЛАК
|
ЛЕС
|
ЛИС
|
ЛОМ
|
ЛУГ
|
ЛЫЖ
|
ЛЮК
|
ЛЯГ
|
М
|
МАК
|
МЕЧ
|
МИР
|
МОЧ
|
МУХ
|
МЫЛ
|
МЮЗ
|
МЯЧ
|
Н
|
НАГ
|
НЕЗ
|
НИК
|
НОР
|
НУТ
|
НЫР
|
НЮР
|
НЯН
|
П
|
ПАР
|
ПЕС
|
ПИЛ
|
ПОЛ
|
ПУР
|
ПЫЛ
|
ПЮР
|
ПЯТ
|
Р
|
РАМ
|
РЕЧ
|
РИС
|
РОД
|
РУК
|
РЫН
|
РЮМ
|
РЯБ
|
С
|
САД
|
СЕР
|
СИГ
|
СОМ
|
СУК
|
СЫР
|
СЮР
|
СЯД
|
Т
|
ТАК
|
ТЕЗ
|
ТИП
|
ТОП
|
ТУЗ
|
ТЫЧ
|
ТЮЛ
|
ТЯЖ
|
Ф
|
ФАЕ
|
ФЕС
|
ФИН
|
ФОР
|
ФУТ
|
ФЫР
|
ФЮЗ
|
-
|
Х
|
ХАР
|
ХЕК
|
ХИЩ
|
ХОР
|
ХУД
|
-
|
-
|
-
|
Ц
|
ЦАП
|
ЦЕК
|
ЦИР
|
ЦОК
|
ЦУП
|
ЦЫП
|
-
|
-
|
Ч
|
ЧАШ
|
ЧЕР
|
ЧИК
|
ЧОК
|
ЧУШ
|
-
|
-
|
-
|
Ш
|
ШАП
|
ШЕС
|
ШИФ
|
ШОВ
|
ШУБ
|
-
|
ШЮТ
|
-
|
Щ
|
ЩАВ
|
ЩЕЛ
|
ЩИП
|
ЩУП
|
-
|
-
|
-
|
Таблица №2
а
|
е
|
и
|
о
|
у
|
ы
|
ю
|
я
| |
б
|
бак
|
без
|
бид
|
боч
|
бум
|
бык
|
бюр
|
бяз
|
в
|
вар
|
вес
|
виз
|
вод
|
вуз
|
выс
|
-
|
вял
|
г
|
газ
|
гер
|
гит
|
год
|
гус
|
-
|
гюл
|
гяу
|
д
|
дар
|
дел
|
див
|
дог
|
душ
|
дым
|
дюн
|
дяд
|
ж
|
жар
|
жел
|
жим
|
жор
|
жук
|
-
|
жюр
|
-
|
з
|
зар
|
зем
|
зим
|
зол
|
зуб
|
зыб
|
-
|
зяб
|
к
|
кар
|
кем
|
кин
|
кол
|
куб
|
кыш
|
кюр
|
кям
|
л
|
лак
|
лес
|
лис
|
лом
|
луг
|
лыж
|
люк
|
ляг
|
м
|
мак
|
меч
|
мир
|
моч
|
мух
|
мыл
|
мюз
|
мяч
|
н
|
наг
|
нез
|
ник
|
нор
|
нут
|
ныр
|
нюр
|
нян
|
п
|
пар
|
пес
|
пил
|
пол
|
пур
|
пыл
|
пюр
|
пят
|
р
|
рам
|
реч
|
рис
|
род
|
рук
|
рын
|
рюм
|
ряб
|
с
|
сад
|
сер
|
сиг
|
сом
|
сук
|
сыр
|
сюр
|
сяд
|
т
|
так
|
тез
|
тип
|
топ
|
туз
|
тыч
|
тюл
|
тяж
|
ф
|
фае
|
фес
|
фин
|
фор
|
фут
|
фыр
|
фюз
|
-
|
х
|
хар
|
хек
|
хищ
|
хор
|
худ
|
-
|
-
|
-
|
ц
|
цап
|
цек
|
цир
|
цок
|
цуп
|
цып
|
-
|
-
|
ч
|
чаш
|
чер
|
чик
|
чок
|
чуш
|
-
|
-
|
-
|
ш
|
шап
|
шес
|
шиф
|
шов
|
шуб
|
-
|
шют
|
-
|
щ
|
щав
|
щел
|
щип
|
щуп
|
-
|
-
|
-
|
Таблица №3
АНЯ
|
АГА
|
ЭХО
|
ЭТО
|
ЭТИ
|
УСЫ
|
УШИ
|
УХО
|
УЖЕ
|
ОЛЯ
|
ОСА
|
ОНА
|
ОНИ
|
ИРА
|
ИВА
|
ИДИ
|
ИЩИ
|
ИМЯ
|
БАК
|
БАЛ
|
БОК
|
БЫК
|
БОР
|
ВАМ
|
ВАС
|
ВОЙ
|
ВАШ
|
ВЫЛ
|
ВОТ
|
ГОЛ
|
ГОД
|
ГАЗ
|
ДОМ
|
ДЫМ
|
ДАМ
|
ДАЙ
|
ДАР
|
ДУШ
|
ЖАР
|
ЗАЛ
|
КАК
|
КОЛ
|
КОМ
|
КОТ
|
ЛАК
|
ЛАЙ
|
ЛОМ
|
ЛОБ
|
ЛУК
|
МАЙ
|
МОЙ
|
МАК
|
МОХ
|
НАС
|
НАМ
|
НОС
|
НЫЛ
|
НАД
|
ПАР
|
ПОЛ
|
РАК
|
РАЗ
|
РОГ
|
РОТ
|
СОК
|
САД
|
СОН
|
САМ
|
СУП
|
ТАМ
|
ТОК
|
ТАК
|
ШАР
|
ШАГ
|
ШУМ
|
Таблица №4
Аня
|
ага
|
эхо
|
это
|
эти
|
усы
|
уши
|
ухо
|
уже
|
Оля
|
оса
|
она
|
они
|
Ира
|
ива
|
иди
|
ищи
|
имя
|
бак
|
бал
|
бок
|
бык
|
бор
|
вам
|
вас
|
вой
|
ваш
|
выл
|
вот
|
гол
|
год
|
газ
|
дом
|
дым
|
дам
|
дай
|
дар
|
душ
|
жар
|
зал
|
как
|
кол
|
ком
|
кот
|
лак
|
лай
|
лом
|
лоб
|
лук
|
май
|
мой
|
мак
|
мох
|
нас
|
нам
|
нос
|
ныл
|
над
|
пар
|
пол
|
рак
|
раз
|
рог
|
рот
|
сок
|
сад
|
сон
|
сам
|
суп
|
там
|
ток
|
так
|
шар
|
шаг
|
шум
|
Таблица №5
ДОМ
|
ТОП
|
ЛУК
|
РАК
|
ДЫМ
|
ПОТ
|
ЛЮК
|
ФОН
|
ПОЛ
|
КОТ
|
ЛАК
|
ФЕН
|
ЗАЛ
|
ПАР
|
БАК
|
ЧАЙ
|
БЫК
|
ШАР
|
САД
|
ШУМ
|
БОК
|
ХОР
|
СОР
|
ШЕЯ
|
СОК
|
ЦАП
|
СЫР
|
ЩИТ
|
ТОК
|
РИС
|
Таблица №6
дом
|
топ
|
лук
|
рак
|
дым
|
пот
|
люк
|
фон
|
пол
|
кот
|
лак
|
фен
|
зал
|
пар
|
бак
|
чай
|
бык
|
шар
|
сад
|
шум
|
бок
|
хор
|
сор
|
шея
|
сок
|
цап
|
сыр
|
щит
|
ток
|
рис
|
Таблица №7
АНЯ
|
ЮЛЯ
|
ДВА
|
КТО
|
АСЯ
|
ЕЛИ
|
ТРИ
|
ЧТО
|
УСЫ
|
ЕЩЁ
|
РВЫ
|
СТО
|
ОСЫ
|
УХО
|
ЖГУ
|
ЗЛО
|
ИРА
|
ЭХО
|
ЖМИ
|
ЗРЯ
|
ИВА
|
ЭТО
|
ШВЫ
|
ТЛЯ
|
ЮРА
|
ЭТИ
|
ШЛИ
|
ДЛЯ
|
ЮЛА
|
ГДЕ
|
Таблица №8
Аня
|
Юля
|
два
|
кто
|
Ася
|
ели
|
три
|
что
|
усы
|
ещё
|
рвы
|
сто
|
осы
|
ухо
|
жгу
|
зло
|
Ира
|
эхо
|
жми
|
зря
|
ива
|
это
|
швы
|
тля
|
Юра
|
эти
|
шли
|
для
|
юла
|
где
|
У НАС ЖИЛ КОТ
ОН БЫЛ МИЛ.
КОТ ЕЛ СЫР
ОН МЫЛ НОС
И РОТ.
|
У нас жил кот,
он был мил.
Кот ел сыр,
он мыл нос
и рот.
|
А ЧТО ВЫ ЕЛИ?
МЫ ЕЛИ СУП И РИС.
А КТО ПИЛ ЧАЙ И СОК?
ЧАЙ ПИЛ Я.
Я СОК НЕ ПИЛ.
СОК ПИЛ КОТ.
|
А что вы ели?
Мы ели суп и рис.
А кто пил чай и сок?
Чай пил я.
Я сок не пил.
Сок пил кот.
|
У ИРЫ МЯЧ.
ИРА, ДАЙ МЯЧ МНЕ.
ВОТ МОЙ ШАР.
Я ДАМ ШАР ИРЕ.
|
У Иры мяч.
Ира, дай мяч мне.
Вот мой шар.
Я дам шар Ире.
|
МЫ ШЛИ В ЛЕС.
ТАМ ЖИЛ ЁЖ И УЖ.
ЕЩЁ ТАМ БЫЛ БЫК.
БЫК ЕЛ ЛУК
И ТЕР РОГ.
|
Мы шли в лес.
Там жил ёж и уж.
Ещё там был бык.
Бык ел лук
и тер рог.
|
Рекомендуем родителям распечатать таблицы и отмечать в них слова, которые вызывают затруднения у ребенка. Впоследствии к этим словам необходимо возвращаться.
В нескольких таблицах будет разделение слов на слоги, а далее другим шрифтом слово будет представлено целиком без разделения на слоги.
Наибольшую трудность, как правило, вызывают слова, где две согласные стоят в начале слова. На них нужно обратить особое внимание.
Также нужно обратить внимание на слова, начинающихся с гласных: у некоторых детей возникают затруднения при чтении таких слов.
В данных материалах приводится 2 вида таблиц: с заглавными буквами и со строчными буквами. Для развития техники чтения требуется чтение обоих видов таблиц.
Таблица №1
БОР
ПЕРО
КОТ
ЧАЙ
ЛЮК
МЕЛ
РАК
ЯДРО
БАК
БАЯН
СУК
КОЛ
МЕХ
ДЫМ
СЫР
ЛИФТ
МОХ
ТОРТ
ЛУК
ПАР
КИТ
РИС
ЛЕС
МЫЛО
ЩИТ
МУХА
ЛЕВ
ШОВ
МЫС
СОМ
ШАГ
ПАУК
ЙОД
УГОЛ
ТАЗ
ЖУК
УХО
РОТ
ГАЗ
ВОЛК
НОС
СТУЛ
ДУБ
ЛАК
ЧЕК
НОЖ
ЛУГ
ВЕЕР
МЕЧ
КРАЙ
ДОМ
ЛОМ
ГОД
БОК
ДУШ
РЫБА
ТУШ
ТРОС
КУБ
КОМ
СОК
КРАН
ЛЕЩ
ОКНО
СОР
ЛЫЖИ
БЫК
СУП
ВОЗ
КОФЕ
МАК
ПУХ
ВОЛ
МЯЧ
Таблица №2
бор
перо
кот
чай
люк
мел
рак
ядро
бак
баян
сук
кол
мех
дым
сыр
лифт
мох
торт
лук
пар
кит
рис
лес
мыло
щит
муха
лев
шов
мыс
сом
шаг
паук
йод
угол
таз
жук
ухо
рот
газ
волк
нос
стул
дуб
лак
чек
нож
луг
веер
меч
край
дом
лом
год
бок
душ
рыба
туш
трос
куб
ком
сок
кран
лещ
окно
сор
лыжи
бык
суп
воз
кофе
мак
пух
вол
мяч
Таблица №3
ЖЕ-НЯ
ВИ-ТЯ
КО-ЛЯ
ГЕ-НА
ЛЁ-ША
СА-ША
БО-РЯ
ВО-ВА
ЛЁ-ВА
МИ-ША
ПЕ-ТЯ
РО-МА
ДИ-МА
ТЁ-МА
ТО-ЛЯ
ФЕ-ДЯ
ТА-НЯ
ЛЕ-НА
ВА-ЛЯ
ГА-ЛЯ
ДА-ША
ЗИ-НА
КА-ТЯ
НИ-НА
АЛ-ЛА
ТО-МА
ЛЮ-БА
ЛЮ-ДА
АН-НА
ВЕ-РА
Таблица №4
Женя
Витя
Коля
Гена
Лёша
Саша
Боря
Вова
Лёва
Миша
Петя
Рома
Пима
Тёма
Толя
Федя
Таня
Лена
Валя
Галя
Даша
Зина
Катя
Нина
Алла
Тома
Люба
Люда
Анна
Вера
Таблица №5
АР-КА
ЮБ-КА
АР-ФА
УТ-РО
УР-НА
ОК-НО
ОЧ-КИ
УТ-КА
ИГ-РА
ОД-НА
ИК-РА
АР-БА
ЮН-ГА
ЕС-ЛИ
ЁЛ-КА
УГ-РИ
ЯХ-ТА
УШ-КО
ЮР-ТА
УС-ТА
Таблица №6.
арка
юбка
арфа
утро
урна
окно
очки
утка
игра
одна
икра
арба
юнга
если
ёлка
угри
яхта
ушко
юрта
уста
Таблица №7
ПАРК
СТУЛ
ВОЛК
ДРУГ
КУСТ
БРАТ
ТИГР
КРОТ
ЛИФТ
ЗВУК
ЦИРК
ЗВОН
КАРП
СВЕТ
ТОРТ
СЛЕД
ШЕСТ
ШКАФ
ШАРФ
ФРАК
Таблица № 8
парк
стул
волк
друг
куст
брат
тигр
крот
лифт
звук
цирк
звон
карп
свет
торт
след
шест
шкаф
шарф
фрак
БОР
|
ПЕРО
|
КОТ
|
ЧАЙ
|
ЛЮК
|
МЕЛ
|
РАК
|
ЯДРО
|
БАК
|
БАЯН
|
СУК
|
КОЛ
|
МЕХ
|
ДЫМ
|
СЫР
|
ЛИФТ
|
МОХ
|
ТОРТ
|
ЛУК
|
ПАР
|
КИТ
|
РИС
|
ЛЕС
|
МЫЛО
|
ЩИТ
|
МУХА
|
ЛЕВ
|
ШОВ
|
МЫС
|
СОМ
|
ШАГ
|
ПАУК
|
ЙОД
|
УГОЛ
|
ТАЗ
|
ЖУК
|
УХО
|
РОТ
|
ГАЗ
|
ВОЛК
|
НОС
|
СТУЛ
|
ДУБ
|
ЛАК
|
ЧЕК
|
НОЖ
|
ЛУГ
|
ВЕЕР
|
МЕЧ
|
КРАЙ
|
ДОМ
|
ЛОМ
|
ГОД
|
БОК
|
ДУШ
|
РЫБА
|
ТУШ
|
ТРОС
|
КУБ
|
КОМ
|
СОК
|
КРАН
|
ЛЕЩ
|
ОКНО
|
СОР
|
ЛЫЖИ
|
БЫК
|
СУП
|
ВОЗ
|
КОФЕ
|
МАК
|
ПУХ
|
ВОЛ
|
МЯЧ
|
бор
|
перо
|
кот
|
чай
|
люк
|
мел
|
рак
|
ядро
|
бак
|
баян
|
сук
|
кол
|
мех
|
дым
|
сыр
|
лифт
|
мох
|
торт
|
лук
|
пар
|
кит
|
рис
|
лес
|
мыло
|
щит
|
муха
|
лев
|
шов
|
мыс
|
сом
|
шаг
|
паук
|
йод
|
угол
|
таз
|
жук
|
ухо
|
рот
|
газ
|
волк
|
нос
|
стул
|
дуб
|
лак
|
чек
|
нож
|
луг
|
веер
|
меч
|
край
|
дом
|
лом
|
год
|
бок
|
душ
|
рыба
|
туш
|
трос
|
куб
|
ком
|
сок
|
кран
|
лещ
|
окно
|
сор
|
лыжи
|
бык
|
суп
|
воз
|
кофе
|
мак
|
пух
|
вол
|
мяч
|
ЖЕ-НЯ
ВИ-ТЯ
КО-ЛЯ
ГЕ-НА
ЛЁ-ША
СА-ША
БО-РЯ
ВО-ВА
ЛЁ-ВА
МИ-ША
ПЕ-ТЯ
РО-МА
ДИ-МА
ТЁ-МА
ТО-ЛЯ
ФЕ-ДЯ
ТА-НЯ
ЛЕ-НА
ВА-ЛЯ
ГА-ЛЯ
ДА-ША
ЗИ-НА
КА-ТЯ
НИ-НА
АЛ-ЛА
ТО-МА
ЛЮ-БА
ЛЮ-ДА
АН-НА
ВЕ-РА
Женя
Витя
Коля
Гена
Лёша
Саша
Боря
Вова
Лёва
Миша
Петя
Рома
Пима
Тёма
Толя
Федя
Таня
Лена
Валя
Галя
Даша
Зина
Катя
Нина
Алла
Тома
Люба
Люда
Анна
Вера
АР-КА
|
ЮБ-КА
|
АР-ФА
|
УТ-РО
|
УР-НА
|
ОК-НО
|
ОЧ-КИ
|
УТ-КА
|
ИГ-РА
|
ОД-НА
|
ИК-РА
|
АР-БА
|
ЮН-ГА
|
ЕС-ЛИ
|
ЁЛ-КА
|
УГ-РИ
|
ЯХ-ТА
|
УШ-КО
|
ЮР-ТА
|
УС-ТА
|
арка
|
юбка
|
арфа
|
утро
|
урна
|
окно
|
очки
|
утка
|
игра
|
одна
|
икра
|
арба
|
юнга
|
если
|
ёлка
|
угри
|
яхта
|
ушко
|
юрта
|
уста
|
ПАРК
СТУЛ
ВОЛК
ДРУГ
КУСТ
БРАТ
ТИГР
КРОТ
ЛИФТ
ЗВУК
ЦИРК
ЗВОН
КАРП
СВЕТ
ТОРТ
СЛЕД
ШЕСТ
ШКАФ
ШАРФ
ФРАК
парк
стул
волк
друг
куст
брат
тигр
крот
лифт
звук
цирк
звон
карп
свет
торт
след
шест
шкаф
шарф
фрак
материал взят с сайта
Ваш ребенок первоклассник
Учение в школе – новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения. Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии.
К таким умениям относятся:
- Умение собрать свой портфель;
- Поздороваться с учителями и детьми;
- Задать вопрос учителю или однокласснику;
- Ответить на вопрос;
- Слушать объяснения и задания учителя;
- Выполнять задание;
- Попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
- Умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
- Обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
- Разделять работу на части;
- Адекватно реагировать на замечания;
- Объяснять то, с чем не согласен;
- Учитывать мнение других;
- Устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
- Брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
- Умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
К таким умениям относятся:
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Советы психолога родителям первоклассников
Первый год
обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как
именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие
годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.
1. Поддержите
в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.
2.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.
Объясните их необходимость и целесообразность.
3. С
поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем
педагоге.
4.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Учение - это нелегкий труд.
5. Ваш
ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может
что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
6.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе
обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
7.
Безусловно, принимайте ребёнка - любите его не за то что он красивый, умный,
способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он
есть!
9.
Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте
его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно
решить наедине.
11.
Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете
ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.
12. Если
вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь
обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Быть
родителем - особое искусство.
Родители
лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь,
если у него возникнут проблемы в учебе.
«Не хочу учиться!»: почему у детей возникают проблемы с мотивацией и что с этим делать
Для начала разберёмся, что такое мотивация.
Самое простое определение: мотивация — это побуждение к какому-либо действию. Соответственно, учебная мотивация — есть побуждение к обучению. Мотивированный ребёнок легко достигает образовательных целей.
Если капнуть немного глубже, мотивация является психофизиологическим процессом: при сочетании определённых факторов в гипоталамусе формируются гормоны, управляющие поведением человека. Малыш собрал пирамидку, испытал радость, захотел решить другую, более сложную, головоломку, и так по нарастающей.
Виды мотивации
В зависимости от того, какие факторы формируют мотивацию, она бывает внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная.
- Пример положительной внешней мотивации: «Получишь “пятёрки” в четверти — куплю тебе смартфон».
- Пример отрицательной внешней мотивации: «Не получишь “пятёрки” в четверти — не будешь больше играть в компьютерные игры».
- Пример положительной внутренней мотивации: «Если я получу “пятёрки” в четверти, то стану лидером в классе».
- Пример отрицательной внутренней мотивации: «Если я не получу “пятёрки” в четверти, меня накажут».
Психолог Альфи Кон, автор книги «Наказание наградой» и других бестселлеров о воспитании, считает, что ни положительная ни отрицательная внешняя мотивация не работают. Когда их применяют, ребёнок ищет не творческий способ решения проблемы, а самый короткий и безопасный (срабатывает инстинкт самосохранения). Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и решать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». В итоге, происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды (или избежания наказания).
Отечественная исследовательница детской психологии, профессор Лидия Ильинична Божович выделяла два типа мотивов в учебной деятельности: познавательные («Я хочу знать как можно больше!») и социальные («Я должен много знать, чтобы родители мной гордились»).
Считается, что к окончанию начальной школы у детей должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация. По крайней мере, она должна быть ведущей в структуре мотивов ребёнка. На деле, лишь 10–15% детей имеют такую мотивацию.
П
Причины проблем с учебной мотивацией
В основе неверной мотивации к учёбе могут лежать различные аспекты. Вот несколько распространённых.
- Подмена интересов ребёнка своими собственными. Некоторые родители убеждены, что детям должно нравиться то, что нравилось в детстве им: «Как можно не понимать физику? Это был мой любимый предмет!».
- Завышенные требования без учёта объективных возможностей. Родители могут полагать, что школьник ленится, в то время как он просто не в состоянии написать сочинение за полчаса в силу своих ментальных особенностей.
- Отсутствие организации в жизни ребёнка. Без чёткого расписания, режима и обязательств, школьники занимаются только тем, что им интересно. Познавательные мотивы в широком понимании атрофируются.
Рекомендации для повышения мотивации ребенка к учебе
1 Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.
2 Способствуйте зарождению новых идей у вашего чада, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.
3 Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.
4 Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.
5 Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
6 Помогите вашему чаду взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.
7 Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.
8 Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.
9 Выполняйте домашние задание в форме игры, так как большинство детей любят это, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру. Также проверка работы детей показывает, что вы заботитесь о них. Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому.
10 Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их. Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.
Учимся писать правильно.
Лидия Александровна Смирнова
Учим ребенка писать правильно уже в первом полугодии первого класса дети должны научиться списывать с печатного или письменного текста. Для некоторых детей этот вид работы вызывает большие затруднения. Пропускает не только буквы, но и целые слова, добавляет лишние буквы и слоги, пропускают знаки препинания.
Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок?
Обычно списывание начинается с маленьких слов. Как списывает ребенок? Он копирует каждую букву по-отдельности. Посмотрел на букву записал, затем смотрит на следующую и тоже записывает, и так каждую букву он переносит отдельно.
Вот здесь-то и кроется вероятная ошибка. Пока ребенок перенесет взгляд с тетради на книгу или доску, он может забыть, какую букву написал, а значит, увидит совсем другую букву. Ребенок может посмотреть на это же слово, но на другой слог с такой же буквой. А, значит, напишет неправильно. Очень часто можно наблюдать, как ребенок блуждает взглядом по странице в поисках того слова, которое он сейчас пишет. И в массе всех слов ему найти нужное слово очень трудно. Ребенок теряет силы, время, интерес, а значит получается у него все хуже и хуже, ведь усталость мешает хорошо работать.
Хотите помочь ребенку списывать легко и без ошибок? Научите его это делать эффективно.
Списываем слово.
1. Прочитай слово.
2. Повтори его.
3. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем каза, а пишем кОза. Ребенку надо прочитать именно кОза! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово зуб, то и читаем зуБ с четким Б на конце.
4. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.
5. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
6. Сверь свою запись с учебником. На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки.
Если все сделано правильно, то ошибок не будет. Если все-таки ошибка есть, то не спешите исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой.
Списывание начинается со слов. Если вы научите ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать ребенок будет быстрее и легче.
Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?
Прочитывая слово целиком и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.
Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Возрастает необходимость схватывать взглядом сразу много букв, что увеличивает угол зрения ребенка.
Следующим этапом будет списывание предложений. Если ребенок научился списывать слова по этому алгоритму, то и предложение списать ему будет нетрудно.
Списываем предложение.
1 Прочитай предложение.
2. О чем говорится в предложении?
3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?
4 Читаем первое слово пишем. Читаем первое и второе слово пишем второе.
Читаем первые 3 слова пишем третье слово. И так до конца.
5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?
6 Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.
Все кажется очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить.
Конечно, в школе всему научат. Рано или поздно ребенок научится делать так и сам. Но это тот случай, когда лучше рано. Если ребенок научится писать без ошибок, списывать правильно, тогда у него сразу будет формироваться правильная позиция успешного ученика и учиться ему будет легко
Навыки, которые необходимы современному ребёнку
Фоксфорд.
УУмение учиться
Стремление к новым знаниям, поиск ответов на возникающие вопросы, анализ информации, размышления — это учёба. Учёба помогает формировать ценности и привычки. И всё это станет основой для будущего ребёнка. Поэтому важно принять ребёнку процесс учёбы, как нечто приятное и самой собой разумеющееся.
ППринимать решения
На этапе пока ребёнок растет и познает мир, ему необходимы поддержка и участие родителей. При этом в ситуациях, где не стоит вопрос о безопасности, нанесения вреда здоровью, оставляйте ребёнку возможность выбора: принимать или не принимать ваши рекомендации. Иногда ошибка, которую ребёнок совершит в результате принятого им решения, научит больше, чем выбранный по совету родителей верный путь.
УУмение планировать время
Чем раньше ребёнок научится организовывать своё время, тем проще ему будет во взрослой жизни справляться с большим объемом задач. В вакансиях очень часто требуются люди, которые не бояться многозадачности. Такой навык пригодится не только в работе, но и улучшит качество повседневной жизни.
ММыслить системно
Помехой развитию в любом деле может стать однобокое восприятие. Например, один ребёнок видит в учёбе только обязанность по выполнению домашнего задания. А другой — общение, новые знания и возможности. Умение смотреть на явление, ситуацию, процесс с разных ракурсов позволяет быстрее ориентироваться в изменениях и создавать что-то новое.
УУметь проигрывать
Уже в раннем возрасте можно объяснять ребёнку, что проигрыш — это тоже опыт и часть обучения. Помогите ему научиться принимать поражение, как возможность стать лучше, с одной стороны. И понять, что не нужно зависеть от мнения других — с другой. Все победителями быть не могут: нужно выработать свой внутренний критерий, чтобы соответствовать именно ему, когда вокруг будет шум из множества очень разных оценок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий